DSM Group представила рейтинг аптечных сетей по итогам 2020 года
Чем примечателен для аптечной розницы 2020 год? В первую очередь, воплощением в жизнь тех законодательных инициатив, которые на протяжении длительного периода находились в стадии проектов. Во-вторых, влиянием распространения коронавирусной инфекции и изменением тех трендов, которые стали неотъемлемой частью развития аптечного сегмента. Все это заметно меняет бизнес-среду, выстраивание которой происходило последние 20 лет.
В обстановке коронакризиса указ Президента ускорил принятие закона о дистанционной продаже лекарств. И в апреле 2020 года в России разрешили онлайн-продажу безрецептурных препаратов. Пандемия и связанные с ней ограничения стали катализаторов для воплощения этого решения в жизнь.
На конец 2020 года около 350 юридических лиц получили разрешение на онлайн-торговлю лекарственными средствами (это порядка 110 аптечных сетей или 12 тыс. точек продаж).
Объем аптечного eCom в 2020 году составил порядка 93,2 млрд. руб. (совокупно ЛП и парафармацевтика), что соответствует 6,6% от емкости аптечного рынка. В конце года в декабре она уже была на уровне 8,2%. Но если динамика продаж на рынке в целом – это порядка 10%, то оборот, который пришелся на «онлайн», вырос по сравнению с 2019 годом на 62%.
Рейтинг сервисов дистанционного заказа по обороту в 2020 году
Рейтинг | Сервис дистанционного заказа | Количество точек продаж | Объем, млрд. руб. | Прирост оборота по сравнению с | Доля на коммерче-ском сегменте, 2020 |
2019 | |||||
1 | Аптека.ру | 15 867 | 50,1 | 46% | 3,6% |
2 | Сбер Еаптека | 731 (116*) | 11,0 | 96% | 0,8% |
3 | Здравсити | 15 828 | 6,3 | 134% | 0,4% |
* количество собственных точек
На протяжении последних 10 лет любой обзор по развитию аптечного сегмента начинался с итогов по консолидации, основным драйвером которой были сделки по слиянию и поглощению участников рынка: крупных и локальных игроков. 2020 год в этом плане также стал уникальным. Процесс объединения сетей за счет покупки носил точечный характер; не было крупных сделок, которые заметно перекроили не только федеральный рейтинг, но и региональный. При этом и развитие компании за счет открытия новых точек также было не столь активно, как до пандемии коронавирусной инфекции.
Это заметно сказалось динамике количества точек в течении года. Если до марта наблюдался традиционный прирост открываемых аптек, то с введением ограничений количество точек начало сокращаться. И только в конце года наметилась слабая положительная динамика. По данным на декабрь 2020 года в стране работало 64,5 тыс. аптек. Это всего на 1,5% выше, чем годом ранее (+540 точек).
Емкость аптечного рынка в 2020 году составила 1 407 млрд. руб. (+10% к прошлому году). Суммарно ТОП-20 сетей выросли в 2020 году на 15% к аналогичному периоду 2019 года. Доля ТОП-20 составила 68%, что на 3% выше показателя 2019 года. В 2020 году ТОП-20 объединяет 36 тыс. аптек, что на 16% больше чем в 2019 году.
Лидером по приросту количества точек стала «АСНА». По итогам года она объединяет на 2 555 аптек больше, чем в 2019 году. Среди традиционных аптечных сетей список по консолидации возглавляет аптечная сеть «Апрель» (+413 точек), при этом она стала присутствовать уде в 53 субъектах РФ (на 5 регионов больше, чем в 2019 году). «Ригла» показала прирост в 290 точек. Далее следует компания «Имплозия», которая увеличилась на 240 аптек.
Меньше всего по количеству точек в 2020 году приросла сеть «Магнит» - всего на 1 аптеку. На протяжении года компания активно открывала аптеки: порядка 200 аптек, в результате на 1 сентября сеть насчитывала 1326 точек. Но в 4 квартале ретейлер занялся оптимизацией, что привело к закрытию 185 неэффективных точек. В январе 2021 года будет закрыто ещё порядка 70 объектов. Всего на конец 2020 года сеть насчитывает 1 158 точек.
В таблице приведем рейтинг аптечных сетей в коммерческом секторе с количественными и стоимостными показателями развития в 2020 году.
Рейтинг аптечных объединений по обороту в 2020 году
Рейтинг | Аптечные сети | Объем, млрд. руб. | Доля на коммерче-ском сегменте, 2020 | Прирост оборота по сравнению с | Количество точек продаж |
2019 | |||||
1 | АСНА | 202,9 | 14,4% | 13% | 11 900 |
2 | Ригла | 94,4 | 6,7% | 17% | 3 136 |
3 | Эркафарм | 67,6 | 4,8% | 4% | 1 079 |
4 | Аптечная сеть «36,6» | 60,0 | 4,3% | 17% | 1 461 |
5 | Планета здоровья | 59,5 | 4,2% | 29% | 1 826 |
6 | Апрель | 52,1 | 3,7% | 33% | 1 892 |
7 | Нео-Фарм | 51,5 | 3,7% | 17% | 820 |
9 | Имплозия | 50,6 | 3,6% | 5% | 3 305 |
8 | ИРИС | 50,3 | 3,6% | 13% | 1 792 |
10 | Вита (Самара) | 46,9 | 3,3% | 11% | 1 817 |
11 | Фармленд | 35,5 | 2,5% | 18% | 1 320 |
12 | Мелодия здоровья | 25,5 | 1,8% | 22% | 842 |
13 | Фармаимпекс | 22,8 | 1,6% | 3% | 661 |
14 | Максавит | 21,0 | 1,5% | 25% | 664 |
15 | Аптека от склада | 18,1 | 1,3% | -6% | 841 |
16 | Здоров.ру | 16,1 | 1,1% | 1% | 90 |
17 | Фармацевт+ | 14,2 | 1,0% | 5% | 510 |
18 | Невис | 13,1 | 0,9% | 30% | 546 |
19 | Губернские аптеки | 12,7 | 0,9% | 32% | 351 |
20 | Магнит | 12,6 | 0,9% | 147% | 1 158 |
21 | ИДЕЯ | 10,8 | 0,8% | 8% | 210 |
22 | Петербургские аптеки | 8,9 | 0,6% | 4% | 86 |
23 | Здоровье (Усть-Лабинск) | 8,1 | 0,6% | 21% | 176 |
24 | Алоэ | 7,4 | 0,5% | 21% | 272 |
25 | Монастырёв.рф | 7,4 | 0,5% | 27% | 96 |
26 | Антей | 6,9 | 0,5% | 6% | 495 |
27 | Фармэконом | 6,5 | 0,5% | 3% | 162 |
28 | Надежда-Фарм | 5,9 | 0,4% | 57% | 300 |
29 | Эдельвейс | 5,8 | 0,4% | 1% | 206 |
30 | Волгофарм | 5,6 | 0,4% | 9% | 156 |
31 | Аптечные традиции | 5,3 | 0,4% | 24% | 326 |
32 | Гармония здоровья | 4,3 | 0,3% | 17% | 152 |
33 | Алия-Фарм | 4,1 | 0,3% | 2% | 138 |
34 | Фармация НН | 3,9 | 0,3% | 9% | 280 |
35 | Советская аптека | 3,8 | 0,3% | 5% | 288 |
36 | Дешевая аптека | 3,6 | 0,3% | -20% | 80 |
37 | Ваша №1 | 3,5 | 0,3% | 26% | 60 |
38 | Диалог | 3,3 | 0,2% | 2% | 70 |
39 | Сердце России | 3,2 | 0,2% | 10% | 211 |
40 | О'Вита | 3,0 | 0,2% | 9% | 102 |
41 | Вита-плюс | 2,9 | 0,2% | 33% | 197 |
42 | Арбик | 2,7 | 0,2% | 35% | 140 |
43 | Брянскфармация | 2,7 | 0,2% | 31% | 138 |
44 | МФК Северо-Запад | 2,5 | 0,2% | 31% | 94 |
45 | Фармия | 2,4 | 0,2% | 37% | 158 |
46 | Семейная аптека (Благовещенск) | 2,4 | 0,2% | -6% | 195 |
47 | Биотэк | 2,1 | 0,1% | 11% | 264 |
48 | Столичные аптеки | 2,0 | 0,1% | 13% | 73 |
49 | Вита Норд | 2,0 | 0,1% | 9% | 84 |
50 | МРФК | 1,9 | 0,1% | 62% | 57 |
Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей
Вопрос о степени и глубине государственного регулирования аптечного рынка поднимается с регулярной периодичностью. Так, в феврале 2021 года в первом чтении приняли поправки в законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья», которые вводят ограничения на количество аптек в крупных сетях (не более 20% по доле в регионе). Документ законодательно закрепляет понятия «аптечная сеть» и «передвижной аптечный пункт».
Более важным для отрасли видится поправка в законе, которая регламентирует величину бонусов от производителей на уровне 5% и ограничивает отсрочки оплаты дистрибьюторам 90 днями. Сроки оборота товаров в аптечной рознице более длительные, чем в торговых сетях. Поэтому регулирование отсрочки платежей может повлечь за собой образование кассовых разрывов, в этом случае крупные аптечные сети будут быстрее восполнять эти разрывы из-за больших объемов находящейся у них в обороте продукции.
Рейтинг маркетинговых ассоциаций по обороту в 2020 году
Рейтинг | Маркетинговая ассоциация | Количество точек продаж | Объем, млрд. руб. | Прирост оборота по сравнению с | Доля на коммерче-ском сегменте, 2020 |
2019 | |||||
Pharmmarket.ru | 9 170 | 218,55 | 50% | 15,5% | |
ПроАптека | 7 589 | 118,21 | 44% | 8,4% | |
МФО | 5 277 | 92,32 | 33% | 6,6% | |
Созвездие | 4 410 | 62,33 | 136% | 4,4% | |
Весна | 1 453 | 21,95 | 19% | 1,6% |
Ограничение маркетинговых бонусов будет способствовать вымыванию дешевых препаратов с рынка, а также спровоцирует рост цен на препараты, так как аптекам придётся переложить потерю бонусов на потребителя. Сильнее всего от принятия такой инициативы могут пострадать одиночные аптеки и некрупные локальные сети, которые в настоящий момент получают дополнительный доход, участвуя в различных маркетинговых ассоциациях, которые за счет привлечения большого числа аптек могут представлять им акции производителей.
Ссылка на оригинал: https://dsm.ru/news/1661/