DSM Group представила рейтинг аптечных сетей по итогам 2020 года

Насморк

у малыша?

Baby-Vac

DSM Group представила рейтинг аптечных сетей по итогам 2020 года

Чем примечателен для аптечной розницы 2020 год? В первую очередь, воплощением в жизнь тех законодательных инициатив, которые на протяжении длительного периода находились в стадии проектов. Во-вторых, влиянием распространения коронавирусной инфекции и изменением тех трендов, которые стали неотъемлемой частью развития аптечного сегмента. Все это заметно меняет бизнес-среду, выстраивание которой происходило последние 20 лет.


4543-4ee054-1e27f3.jpg

В обстановке коронакризиса указ Президента ускорил принятие закона о дистанционной продаже лекарств. И в апреле 2020 года в России разрешили онлайн-продажу безрецептурных препаратов. Пандемия и связанные с ней ограничения стали катализаторов для воплощения этого решения в жизнь.


На конец 2020 года около 350 юридических лиц получили разрешение на онлайн-торговлю лекарственными средствами (это порядка 110 аптечных сетей или 12 тыс. точек продаж).


Объем аптечного eCom в 2020 году составил порядка 93,2 млрд. руб. (совокупно ЛП и парафармацевтика), что соответствует 6,6% от емкости аптечного рынка. В конце года в декабре она уже была на уровне 8,2%. Но если динамика продаж на рынке в целом – это порядка 10%, то оборот, который пришелся на «онлайн», вырос по сравнению с 2019 годом на 62%.  


Рейтинг сервисов дистанционного заказа по обороту в 2020 году


Рейтинг
Сервис дистанционного заказа
Количество точек продаж
Объем, млрд. руб.
Прирост оборота по сравнению с
Доля на коммерче-ском сегменте,
2020
2019
1
Аптека.ру
15 867
50,1
46%
3,6%
2
Сбер Еаптека
731 (116*)
11,0
96%
0,8%
3
Здравсити
15 828
6,3
134%
0,4%

* количество собственных точек


На протяжении последних 10 лет любой обзор по развитию аптечного сегмента начинался с итогов по консолидации, основным драйвером которой были сделки по слиянию и поглощению участников рынка: крупных и локальных игроков. 2020 год в этом плане также стал уникальным. Процесс объединения сетей за счет покупки носил точечный характер; не было крупных сделок, которые заметно перекроили не только федеральный рейтинг, но и региональный. При этом и развитие компании за счет открытия новых точек также было не столь активно, как до пандемии коронавирусной инфекции.


Это заметно сказалось динамике количества точек в течении года. Если до марта наблюдался традиционный прирост открываемых аптек, то с введением ограничений количество точек начало сокращаться. И только в конце года наметилась слабая положительная динамика. По данным на декабрь 2020 года в стране работало 64,5 тыс. аптек. Это всего на 1,5% выше, чем годом ранее (+540 точек).


Емкость аптечного рынка в 2020 году составила 1 407 млрд. руб. (+10% к прошлому году). Суммарно ТОП-20 сетей выросли в 2020 году на 15% к аналогичному периоду 2019 года. Доля ТОП-20 составила 68%, что на 3% выше показателя 2019 года. В 2020 году ТОП-20 объединяет 36 тыс. аптек, что на 16% больше чем в 2019 году.


Лидером по приросту количества точек стала «АСНА». По итогам года она объединяет на 2 555 аптек больше, чем в 2019 году. Среди традиционных аптечных сетей список по консолидации возглавляет аптечная сеть «Апрель» (+413 точек), при этом она стала присутствовать уде в 53 субъектах РФ (на 5 регионов больше, чем в 2019 году). «Ригла» показала прирост в 290 точек. Далее следует компания «Имплозия», которая увеличилась на 240 аптек.


Меньше всего по количеству точек в 2020 году приросла сеть «Магнит» - всего на 1 аптеку. На протяжении года компания активно открывала аптеки: порядка 200 аптек, в результате на 1 сентября сеть насчитывала 1326 точек. Но в 4 квартале ретейлер занялся оптимизацией, что привело к закрытию 185 неэффективных точек. В январе 2021 года будет закрыто ещё порядка 70 объектов. Всего на конец 2020 года сеть насчитывает 1 158 точек.


В таблице приведем рейтинг аптечных сетей в коммерческом секторе с количественными и стоимостными показателями развития в 2020 году.                  


Рейтинг аптечных объединений по обороту в 2020 году

Рейтинг
Аптечные сети
Объем, млрд. руб.
Доля на коммерче-ском сегменте,
2020
Прирост оборота по сравнению с
Количество точек продаж
2019
1
АСНА
202,9
14,4%
13%
11 900
2
Ригла
94,4
6,7%
17%
3 136
3
Эркафарм
67,6
4,8%
4%
1 079
4
Аптечная сеть «36,6»
60,0
4,3%
17%
1 461
5
Планета здоровья
59,5
4,2%
29%
1 826
6
Апрель
52,1
3,7%
33%
1 892
7
Нео-Фарм
51,5
3,7%
17%
820
9
Имплозия
50,6
3,6%
5%
3 305
8
ИРИС
50,3
3,6%
13%
1 792
10
Вита (Самара)
46,9
3,3%
11%
1 817
11
Фармленд
35,5
2,5%
18%
1 320
12
Мелодия здоровья
25,5
1,8%
22%
842
13
Фармаимпекс
22,8
1,6%
3%
661
14
Максавит
21,0
1,5%
25%
664
15
Аптека от склада
18,1
1,3%
-6%
841
16
Здоров.ру
16,1
1,1%
1%
90
17
Фармацевт+
14,2
1,0%
5%
510
18
Невис
13,1
0,9%
30%
546
19
Губернские аптеки
12,7
0,9%
32%
351
20
Магнит
12,6
0,9%
147%
1 158
21
ИДЕЯ
10,8
0,8%
8%
210
22
Петербургские аптеки
8,9
0,6%
4%
86
23
Здоровье (Усть-Лабинск)
8,1
0,6%
21%
176
24
Алоэ
7,4
0,5%
21%
272
25
Монастырёв.рф
7,4
0,5%
27%
96
26
Антей
6,9
0,5%
6%
495
27
Фармэконом
6,5
0,5%
3%
162
28
Надежда-Фарм
5,9
0,4%
57%
300
29
Эдельвейс
5,8
0,4%
1%
206
30
Волгофарм
5,6
0,4%
9%
156
31
Аптечные традиции
5,3
0,4%
24%
326
32
Гармония здоровья
4,3
0,3%
17%
152
33
Алия-Фарм
4,1
0,3%
2%
138
34
Фармация НН
3,9
0,3%
9%
280
35
Советская аптека
3,8
0,3%
5%
288
36
Дешевая аптека
3,6
0,3%
-20%
80
37
Ваша №1
3,5
0,3%
26%
60
38
Диалог
3,3
0,2%
2%
70
39
Сердце России
3,2
0,2%
10%
211
40
О'Вита
3,0
0,2%
9%
102
41
Вита-плюс
2,9
0,2%
33%
197
42
Арбик
2,7
0,2%
35%
140
43
Брянскфармация
2,7
0,2%
31%
138
44
МФК Северо-Запад
2,5
0,2%
31%
94
45
Фармия
2,4
0,2%
37%
158
46
Семейная аптека (Благовещенск)
2,4
0,2%
-6%
195
47
Биотэк
2,1
0,1%
11%
264
48
Столичные аптеки
2,0
0,1%
13%
73
49
Вита Норд
2,0
0,1%
9%
84
50
МРФК
1,9
0,1%
62%
57

Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей


Вопрос о степени и глубине государственного регулирования аптечного рынка поднимается с регулярной периодичностью. Так, в феврале 2021 года в первом чтении приняли поправки в законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья», которые вводят ограничения на количество аптек в крупных сетях (не более 20% по доле в регионе). Документ законодательно закрепляет понятия «аптечная сеть» и «передвижной аптечный пункт».


Более важным для отрасли видится поправка в законе, которая регламентирует величину бонусов от производителей на уровне 5% и ограничивает отсрочки оплаты дистрибьюторам 90 днями. Сроки оборота товаров в аптечной рознице более длительные, чем в торговых сетях. Поэтому регулирование отсрочки платежей может повлечь за собой образование кассовых разрывов, в этом случае крупные аптечные сети будут быстрее восполнять эти разрывы из-за больших объемов находящейся у них в обороте продукции.  


Рейтинг маркетинговых ассоциаций по обороту в 2020 году

Рейтинг
Маркетинговая ассоциация
Количество точек продаж
Объем, млрд. руб.
Прирост оборота по сравнению с
Доля на коммерче-ском сегменте,
2020
2019
Pharmmarket.ru
9 170
218,55
50%
15,5%
ПроАптека
7 589
118,21
44%
8,4%
МФО
5 277
92,32
33%
6,6%
Созвездие
4 410
62,33
136%
4,4%
Весна
1 453
21,95
19%
1,6%

Ограничение маркетинговых бонусов будет способствовать вымыванию дешевых препаратов с рынка, а также спровоцирует рост цен на препараты, так как аптекам придётся переложить потерю бонусов на потребителя. Сильнее всего от принятия такой инициативы могут пострадать одиночные аптеки и некрупные локальные сети, которые в настоящий момент получают дополнительный доход, участвуя в различных маркетинговых ассоциациях, которые за счет привлечения большого числа аптек могут представлять им акции производителей.


Ссылка на оригинал: https://dsm.ru/news/1661/